Министр труда и социальной защиты населения РК Биржан Нурымбетов, в рамках IX Гражданского форума Казахстана «Общество и государство: 30 лет партнерства и развития #Birgemiz», провел онлайн встречу с профильными НПО, в ходе которой были обсуждены подходы по разработке Кодекса социального обеспечения.

В мероприятии приняли участие президент Гражданского Альянса Казахстана Бану Нургазиева, члены Общественного совета социально-трудовой сферы МТСЗН РК, представители общественности и НПО.

В начале своего выступления министр сообщил, что на сегодняшний день государство гарантирует гражданам 39 видов выплат в виде пенсий и пособий.

Особый акцент глава МТСЗН РК сделал на поддержке лиц с инвалидностью (далее – ЛСИ), которых в Казахстане насчитывается 705,5 тыс. человек.

Биржан Нурымбетов отметил, что министерством принимаются активные меры по вовлечению граждан с особыми потребностями в занятость, в том числе создаются условия по созданию доступной инфраструктуры, поддерживаются бизнес-проекты, внедряются инновационные и цифровые технологии для социализации ЛСИ и обеспечения инклюзии, упрощаются стандарты рабочих мест для ЛСИ.

Также министр проинформировал участников встречи о дальнейшем развитии Портала социальных услуг.

«В настоящее время на Портале предоставляется возможность заказа 24 из 55 видов технических средств реабилитации (далее – ТСР), не требующих индивидуального подбора, а также санаторно-курортного лечения, услуг индивидуального помощника и специалиста жестового языка. В следующем году мы планируем перевести на Портал предоставление гарантированного социального пакета, все виды ТСР и услуг», – сообщил Биржан Нурымбетов.

Кроме того, глава МТСЗН рассказал о поправках, вносимых в действующее законодательство в рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан», и мерах, принимаемых государством по содействию занятости населения.

Биржан Нурымбетов напомнил, что Глава государства в своем Послании народу Казахстана от 1 сентября т.г. отметил необходимость формирования новой парадигмы социальной политики.

В настоящее время казахстанцам предоставляется широкий спектр мер социального обеспечения, которые регулируются 17 законами и более 100 подзаконными актами. В целях упрощения и качественного улучшения восприятия законодательство в сфере социального обеспечения будет консолидировано в единый Кодекс.

По словам главы МТСЗН РК, в рамках разработки Кодекса планируется повышение статуса социального работника.

«Система социальной службы является фрагментарной, секторальной, и, как правило, разработанные национальные стандарты в системе социальной защиты, здравоохранения и образования являются разрозненными.

Кроме того, в национальном законодательстве подразумевается оказание специальных социальных услуг, что сужает понятие социальной работы.

Предлагается повысить статус социального работника через расширение и законодательное закрепление прав, социальных гарантий и ограничений, обязанностей и ответственности социального работника, установления требований к этике социального работника, при нарушении которых предусмотреть дисциплинарную ответственность.

Также мы планируем усилить подготовку социальных работников в ВУЗах с основным акцентом на практические знания», – сказал Биржан Нурымбетов.

Министр также сообщил, что в рамках разработки Кодекса планируется пересмотреть систему медико-социального обеспечения граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне.

В связи с этим предлагается определить дозу облучения граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне.

Также планируется обеспечить полную оцифровку архивных документов граждан, в том числе и по факту мест проживания каждого человека, начиная с 1930 года.

Наряду с этим, планируется внедрение подушевого финансирования при оказании социальных услуг.

«На сегодняшний день бюджетирование определяется исходя из структуры затрат на содержание медико-социальных учреждений и формируется по принципу «предыдущего периода».

Модель нормативного подушевого финансирования является сервисной и ориентирована на конечный результат по реальной потребности. Эта модель позволит реализовать принцип «деньги следуют за клиентом» аналогично тому, как гражданин сегодня может выбирать детский сад, школу, ВУЗ или поликлинику. Подушевое финансирование позволит привлечь частный сектор для оказания услуг населению через механизм государственно-частного партнёрства, повысит прозрачность бюджетного планирования и качество услуг для населения. Для этого будут проведены исследования и расчеты, пилотная апробация методики и поэтапное внедрение с 2025 года», – сообщил Биржан Нурымбетов.

Кроме того, в рамках разработки Кодекса рассматривается вариант модернизации системы социального обслуживания.

В связи с этим предусматривается:

— расширение линейки участников системы социальных услуг и принятие механизма расчёта потребностей в субъектах социальных услуг;

— расширение условий для развития неправительственного сектора на рынке услуг;

— развитие альтернативных услуг;

— развитие «мало» комплектных домов (центров);

— введение профилактики семейного неблагополучия и дифференцированного подхода к выбору специальных и комплексных услуг, услуг общего профиля;

— внедрение многоуровневой системы подготовки кадров с созданием центра повышения квалификации работников систем социальной защиты населения;

— модернизация ИС «Портал социальных услуг», в части автоматизации деятельности Центров социальных услуг.

«Предполагается, что указанные меры приведут к дальнейшему углублению преобразований в системе оказания специальных социальных услуг, обеспечивающих деинституализацию бенефициаров системы и сохранение права на жизнь в семье и обществе», – пояснил Биржан Нурымбетов.

Также рассматривается возможность создания Цифровой карты семьи.

На сегодняшний день информация о гражданах хранится в различных базах данных, что приводит к отсутствию консолидации, дублированию и искажению данных. При этом не во всех случаях имеется возможность оценить жизненную ситуацию населения в режиме реального времени и быстро оказать поддержку, так как при оказании поддержки не учитываются общие семейные проблемы. Создание Цифровой карты семьи будет осуществлено посредством интеграции всех информационных систем госорганов и консолидации данных в единой базе (семья, доходы, здоровье, образование, занятость, имущество, кредитная история и пр.). Указанные меры позволят осуществлять онлайн мониторинг жизненной ситуации граждан и самостоятельно выявлять граждан, которым требуется поддержка. Кроме того, вследствие цифровизации госуслуг социально-трудовой сферы появится возможность проактивного оказания комплексной поддержки гражданам», – отметил министр.

Напомним, концепцию Кодекса социального обеспечения планируется разработать во 2 квартале 2021 года, после этого на ее основе начнется разработка самого Кодекса социального обеспечения.

МТСЗН РК приступило к сбору предложений от казахстанцев к концепции Кодекса.

Граждане страны могут направлять свои предложения в: — группу в Facebook: https://www.facebook.com/groups/expert2020

— WhatsApp: +7 708 180 35 38 https://wa.me/message/RIAPN2DTW25UP1 — Telegram-канал: https://t.me/expertsocial — на электронную почту: expert2020@mail.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *