Открыла IХ Гражданский форум Казахстана министр информации и общественного развития РК Аида Балаева.

«Форум, который проводится силами Гражданского альянса Казахстана при поддержке нашего министерства, зарекомендовал себя в качестве авторитетной, представительной и, что самое главное, полезной площадки для налаживания взаимовыгодного сотрудничества между государственными органами и неправительственными организациями», — отметила министр.

О переменах, которые ждут гражданское общество Казахстана рассказала международный эксперт по вопросам гендерной политики, депутат VI созыва Мажилиса Парламента РК Ирина Унжакова.

По ее словам, в Мажилисе сейчас находится законопроект по совершенствованию нормотворческой деятельности. В нем говорится о том, что каждая законодательная инициатива или акт будут проходить предзаконодательный этап. То есть, еще на стадии создания концепции законопроектов их должны обсуждать с гражданским обществом и учитывать все идеи и пожелания.

«И гражданское общество, и государство должны и говорить, и слышать друг друга. Я очень надеюсь, что законопроект о развитии нормотворческой деятельности позволит и гражданскому альянсу, и гражданским центрам стать такой силой, мнение которой обязательно бы учитывалось к каждому законодательному акту, особенно социально чувствительному», — отметила Ирина Унжакова.

Ее поддержали коллеги. Они считают, что раз законы создаются для граждан, то и граждане должны решать, насколько они защищают их права и свободы.

«Мы не сможем добиться, чтобы государство нас слышало, если гражданский сектор не будет говорить», — подчеркнула директор ЧФ «Тринта» Юлия Натарова.

Она считает, что со стороны государства и гражданского сектора есть дефицит спикеров, лидеров, которые способны доступно и зажигательно нести идеи и озвучивать проблемные вопросы. Ведь нужно уметь донести свои мысли до власти, до всего гражданского сектора.

«Через оказание спектра услуг, помогая каждому отдельно – организации или активисту развивать свои инициативы, помогая в решении проблем активистов и их сообщества, мы формируем социальный капитал. Чем выше социальный капитал, тем выше уровень гражданского участия», — такое мнение высказала руководитель республиканского Гражданского центра, исполнительный директор ОФ «КАМЕДА» Махаббат Еспенова.

Гражданское общество принимает активное участие во всех сферах жизни страны. Главная проблема, с которой борется и государство, и НПО — это коррупция.

Общественный советник Председателя Агентства РК по противодействию коррупции Зауреш Батталова считает, что гражданское общество не должно мириться с нарушением этики госслужащих. По ее словам, законы, подзаконные акты, которые принимаются в министерствах, местных исполнительных органах, не всегда чисты, прозрачны и понятны населению. Из-за этого каждый понимает их по-своему и это, по ее словам, приводит к серьезным правоприменительным коллизиям. Гражданское общество должно участвовать в обсуждении таких документов, считает она.

«Если кто-то пытается пресекать общественное давление, то это тоже коррупционные, я бы сказала больше, – это не просто коррупционные, а антиконституционные действия. Есть право граждан на участие в управлении делами государства, и участвовать в общественном мониторинге, в антикоррупционной экспертизе, в общественном контроле — это наше право, и они обязаны дать нам возможность это реализовать», — отметила Зауреш Батталова.

Ее поддержал руководитель Проектного офиса «Адалдық аланы» МИИР РК Булат Касымов.

«Высокие коррупционные риски привели к тому, что идёт лоббирование определённых узких интересов и используются, скажем, некрасивые методы», — подчеркнул спикер.

По его словам, сейчас используются механизмы недобросовестной конкуренции, подавляется мнение определённых участников рынка.

Большую помощь в выявлении коррупционных рисков оказывают волонтеры. Люди с твердой гражданской позицией, неравнодушные к судьбе своей страны, стали все больше проявлять себя. Это видно и по постам в соцсетях, и по работе в НПО.

«Сейчас основная цель, основной продукт, который выдает создающаяся сеть волонтеров в регионах, это оценка эффективности предполагаемых закупок. Волонтеры выявляют отклонения от средней цены либо покупку каких-то товаров, работ, услуг, целесообразность приобретения которых вызывает сомнение», — рассказал заместитель председателя Республиканской специальной мониторинговой группы Агентства РК по противодействию коррупции Рахим Ошакбаев.

«В борьбе с коррупцией не должно быть никаких компромиссов, — считает координатор проекта «Свободный институт законодательства РК» Фонда развития парламентаризма в Казахстане Алишер Кожагулов, — любые компромиссы — они, так или иначе, приведут к той же самой коррупции, к тем же самым договоренностям».

По его словам, каждое общество достойно своего правительства. И люди должны принимать непосредственное участие в отстаивании своих прав, не закрывать глаза, если знают о фактах коррупции, хищении бюджетных средств, видят плохое исполнение госпрограмм. По его мнению, важна принципиальность в понимании целей. А именно, в понимании гражданами эффективности бюджетных расходов.

В рамках первого дня Гражданского форума также состоялись встречи представителей Министерства финансов и Министерства здравоохранения с участниками общественных организаций.

Вице-министр финансов РК Руслан Енсебаев сделал доклад о построении системы открытых бюджетов, а также об участии общественности в обсуждении и принятии решений о финансировании тех или иных проектов.

По словам вице-министра, основная задача ведомства на сегодняшний день — повышение эффективности бюджетного планирования. За последние два года автоматизирован процесс бюджетного планирования, и впервые бюджет 2021-23 годов был безбумажным на уровне центральных государственных органов. Это позволяет автоматически генерировать отчеты, размещать для обсуждения на портале «Открытых бюджетов». На сегодняшний день, по его словам, система дорабатывается и оптимизируется.

«Если уходило до 4 месяцев на согласование бюджетной заявки, то мы планируем значительно сократить это время за счет автоматизации процессов. Время, которое освободится, использовать для более качественного обсуждения общественностью. Но тут есть момент, который мы методологически сейчас рассматриваем. Те проекты бюджета, которые по закону должны размещаться на обсуждение, они формируются на основании инвестиционных проектов, которые прошли экспертизу, участвовали в этом министерство экономики, местные организации. Это достаточно проработанные проекты, которые уже мы по закону должны исполнять, потому что они уже прошли все экспертизы. К сожалению, население, когда формировались эти инвестпроекты, не участвовало», — сообщил он.

По словам вице-министра, сейчас рассматривается возможность включения элемента обсуждения общественностью не на этапе согласования программ, проектов бюджетов, а на этапе разработки инвестиционных проектов. К примеру, при обсуждении строительства какого-либо завода или другого производства.

«На этапе согласования технико-экономического обоснования проекта мы планируем такое обсуждение. Это повысит возможности взаимодействия и участия населения при планировании бюджета», — пояснил он.

Помимо этого, по словам Енсебаева, жители казахстанских городов смогут участвовать в формировании бюджетов значимых городских проектов. Предполагается использовать опыт Южной Кореи по участию общественности при обсуждении и принятии решений о финансировании тех или иных проектов. Пилотные проекты уже прошли обкатку в Алматы и Нур-Султане. Планируется их тиражирование в других городах.

«У нас акиматы Нур-Султана и Алматы в прошлом и этом году проводили пилоты бюджетов общественного участия. Например, в Сарыаркинском районе Нур-Султана в 2019 году был проведен пилотный проект на 14 проектов на сумму 100 млн тенге, а в текущем году в 8 районах Алматы уже на 1,5 млрд тенге и в Нур-Султане почти на 600 млн тенге. То есть, на указанные суммы поступают инициативы, предложения граждан, за них идёт определенное голосование, рассматриваются на общественных советах в акиматах и принимается решение по финансированию», — сообщил вице-министр финансов РК Руслан Енсебаев.

По его словам, в рамках этих пилотных проектов были выявлены определенные вопросы, требующие доработки. В частности, в первую очередь – массовое информирование о таких возможностях.

«Потому что в некоторых случаях выяснялось, что сами строители или какие-то организации, занимающиеся благоустройством, инициируют от имени граждан проекты, накручивают голоса, и потом, соответственно, лоббируют эти проекты. В этой связи, с учетом опыта этих двух городов, дорабатываем методологию и планируем тиражировать этот опыт в других городах», — пояснил он.

Для этого, по его словам, необходим массовый пиар , то есть доведение информации о предстоящем общественном обсуждении до максимально возможного количества граждан, с тем, чтобы люди смогли принять непосредственное участие и действительно отдать свои голоса за или против. Кроме того, считает Енсебаев, нужно расширить сферу обсуждения бюджетных проектов.

«Предлагается расширить зону применения. Не только благоустройство, например, но и другие инициативы, которые могут интересовать местных жителей. Также рассматривается опыт Южной Кореи. У них был реализован такой проект. Они осуществляют рассмотрение на основе комиссий, которая создается случайным образом. Люди подают свои кандидатуры для участия в рассмотрении и окончательное решение принимают не только государственные комиссии, но и граждане, которые подали свои кандидатуры для участия. И методом случайного отбора каждый раз пересматривается состав таких комиссий», — сообщил Енсебаев.

В ведомстве ведется работа по сбалансированности и качеству планирования бюджета, а также анализу эффективности бюджетных затрат. В том числе, с применением специальных инструментов анализа больших данных. Сейчас уже загружена информация от всех операторов мер госсподдержки (это порядка 40 различных мер господдержки). Как пояснил Енсебаев, эти данные были наложены на данные Комитета госдоходов по выплаченным налогам и созданным рабочим местам.

«Мы сейчас видим эффективность в разрезе регионов, в разрезе государственных программ, господдержки. Эту информацию мы планируем внедрять в систему бюджетного планирования. То есть, при получении бюджетных заявок мы уже будем видеть историческую эффективность тех или иных бюджетных затрат. В том числе, этот инструмент мы планируем тиражировать для эффективности налоговых льгот, СЭЗ, чтобы по факту, на основе реальных данных видеть, какие сферы или отдельные инициативы с учётом их эффективности следует далее финансировать», — проинформировал вице-министр.

За счет полной и сквозной автоматизации бюджетного процесса, как заверил Енсебаев, будет достигнута его прозрачность и открытость , а следовательно, будут достигнуты цели по расширению общественного участия при обсуждении и планировании бюджета.

Представитель Комитета госдоходов в свою очередь проинформировал участников дискуссии о мерах по поддержке неправительственных организаций. В частности о режимах налогообложения и льготах для участников некоммерческих объединений.

Министерство здравоохранения на встрече с представителями неправительственных организаций представлял первый руководитель ведомства – Алексей Цой.

Министр проинформировал участников форума о мерах по взаимодействию министерства с неправительственными организациями. Министру задали вопрос о том, какова на сегодняшний день роль НПО в принятии решений в области науки и образования со стороны минздрава? Кроме того, министр сообщил о том, какие меры предпринимает государство по противодействию пандемии.

По словам министра, в министерстве разработан ряд мер по подготовке инфекционистов и эпидемиологов откроются в казахстанских вузах в 20201 году. На сегодняшний день министерством проводится работа по воссозданию службы СЭС. Большой акцент делается на образовании.

«В первую очередь, порядка 60 тысяч врачей прошли повышение квалификации именно по биобезопасности, по эпидблагополучию. Была инициатива воссоздания факультетов в вузах, кафедры постдипломного обучения врачей. Особенно сегмент, затрагивающий биобезопасность, инфекционную безопасность. Поэтому мы системно подходим и уже со следующего года планируем такие программы открыть и на системной основе готовить специалистов в наших вузах. Новых санитарных врачей, эпидемиологов. Параллельно запланировали постдипломное обучение врачей», — сообщил министр.

Он уточнил, что все эти меры предпринимаются для того, чтобы повысить готовность к противостоянию пандемиям.

Кроме того, глава ведомства проинформировал представителей гражданского общества о мерах по ПЦР-тестированию и их доступности в регионах страны. По его данным, мощность казахстанских лабораторий по проведению ПЦР-тестов выросла почти до 90 тысяч в сутки.

«Доступность тестов сейчас мы расширяем. Есть населенные пункты, где тесты проводятся более длительно. Там бригады по забору приезжают и потом отвозят в областные центры. Сейчас есть 8 передвижных центров, которые курсируют по областям и помогают приблизить тестирование к населению крупных населенных пунктов. Помимо этого, сейчас мощность лабораторий поднялась с 25 тысяч до 89 тысяч. В лабораториях мы сейчас тестируем в достаточном количестве всех тех, кто подлежит, а именно симптомные пациенты. Они получают тестирование бесплатно в рамках фонда ОМС. Врачи в очагах также тестируются», — пояснил министр.

Помимо этого у министра поинтересовались, насколько можно повысить доступность оказания медицинских услуг для граждан с особенными потребностями. По словам председателя Союза организаций инвалидов Казахстана Али Аманбаева, не всегда люди с ограниченными возможностями получить квалифицированную медицинскую помощь. В частности, нет возможности сделать флюорографию маломобильным людям.

В свою очередь министр сообщил, что на сегодняшний день все новые передвижные медицинские комплексы (100 машин) оснащены подъемными комплексами. В министерстве также проводят работу по внедрению и реализации международных стандартов по обслуживанию людей с ограниченными возможностями. Кроме того, введены «зеленые коридоры» в поликлиниках для пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями.

Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева подняла вопрос функционирования бизнес-среды в режиме пандемии. В частности, она предложила пересмотреть правила оказания онлайн-услуг, в частности врачами. Кроме того, по её словам, так и не заработала в полную силу единая справочная база для населения 1406.

Помимо этого, она предложила пересмотреть принципы работы мониторинговых групп, а также изменить систему наказаний.

«Нельзя устанавливать одинаковый штраф за работу во внеурочное время и за работу без журнала посетителей. К сожалению, у нас сейчас штраф. Нужно этот вопрос поменять», — считает она.

Алексей Цой пояснил, что в целом по санэпидслужбе диалог уже налажен, сейчас идёт вопрос регламентации работы мониторинговых групп, рассматривается алгоритм их работы. Что касается поврок, то здесь, по его мнению, необходимо переходить к внутреннему контролю на предприятиях и в организациях.

«Очень важный момент — переход на производственный контроль, внутри медорганизаций и других организаций секторов экономики. Чтобы производственный контроль работал, и эта служба была сильная, и не было потребности приходить внешним проверкам. Если эта система наладится, то мы вместе с вами готовы определить реестр допропорядочных организаций, в которых бы мы ограничили проверки. Но при этом, чтобы мы понимали, что внутренний производственный контроль там есть», — сообщил глава ведомства.

Помимо этого, министр сообщил, что планируется повышение заработной платы врачей до 2023 года в среднем в 2,5 раза от экономики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *