Во второй день IХ Гражданского форума Казахстана с докладами выступили представители государственных органов, а также состоялся обмен мнениями по актуальным вопросам.

Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдат Мусин в своем докладе рассказал о мерах по цифровизации. В частности, о доступности интернета в сельской местности. По данным, которые озвучил министр, на сегодняшний день задача по подключению населенных пунктов реализуется поэтапно. Устанавливаются базовые станции 3G и 4G.

«Базовая станция – это не панацея. 3G и 4G, которые будут установлены в каждом селе с населением свыше 250 человек. Будет зависеть от того, к какому каналу они будут подключены. Если оптическая станция, то соответственно качество будет великолепное. Если к радиорелейному оборудованию, то качество будет ниже. Если по спутниковому каналу, конечно, качество будет ещё ниже», — сообщил глава ведомства.

Б. Мусин отметил, что в каждое село, а их 4137, провести оптику невозможно. По предварительным подсчетам на это потребуется как минимум 300 млрд тенге, на капитальные затраты без учета операционных расходов ежегодно.

«Например, если в селе 250 жителей и каждый будет платить ежемесячно 1000 тенге, то это всего 250 тысяч тенге. А базовую станцию установить и обслуживать – это намного-намного больше и никакие показатели возврата инвестиций в принципе не просвечиваются », — пояснил он.

Для стимулирования сотовых операторов, государство разработало меры поддержки. А именно – операторам разрешили не оплачивать до 90% стоимости использования радиочастот, а это, по данным Мусина, порядка 17 млрд тенге в год. Но, только если они будут вкладывать средства в развитие инфраструктуры в сельской местности.

Параллельно, по его словам, ведется работа с операторами спутниковой связи, которые решают проблему с доступом к интернету в труднодоступных местах. Вместе с тем, министр проинформировал, что операторов сотовой связи обяжут установить нижний порог скорости интернета.

«Мы однозначно будем регулировать нижний порог качества связи. Нами уже поднят такой вопрос. Конечно, операторы связи недовольны этим. Но, в любом случае, мы изучаем международный опыт и такое понятие, как «нижний порог качества» введём. Потому что на сегодня, когда оператор предоставляет до 10 мегабит, например, но не говорит со скольки. Поэтому, нижний порог качества мы будем обязательно

устанавливать, чтобы при несоответствии нижнего порога, мы могли выставлять штраф», — сообщил министр.

Ещё одним вопросом, на котором сосредоточено сегодня министерство – цифровизация госуправления и госуслуг.

«Здесь наш подход – во многом коллаборация с рынком, то есть реинжиниринг», — отметил Мусин.

Он призвал НПО выделить специалистов, которые могут принять участие в этой работе. К примеру, в здравоохранении и других отраслях.

Приоритетность работы будет проставляться в зависимости от запросов общества и бизнеса. Основная цель – избавиться от фронт-офисов в системе госуслуг. Максимальная задача – обнуление физических центров предоставления госууслуг и их перевод в электронный вид.

«Здесь два важных аспекта. Первое – дружелюбность. Например, регистрация автотранспорта есть в онлайне, но почему то люди до сих пор идут в спецЦОН. Когда мы начали сами погружаться в эту государственную услугу и понимать, что два часа IT-специалисты нажимают разные кнопочки и не могут получить госуслугу, потому что очень сложно, то мы поняли, почему в спецЦОНах скапливается народ и люди не хотят оформлять автотранспорт. Поэтому мы пересмотрели бизнес-процесс, убрали ненужные шаги и сейчас идем к тому, чтобы перейти на формат, когда банки второго уровня или другие приложения могут оказывать данные государственные услуги. Но это не значит, что мы им даем доступ к базам данным или они могут на любого человека получить информацию. Это, когда человек заходит в любое приложение, например, банка, и может нажать кнопку и купить в кредит автотранспорт или в ипотеку недвижимость, и там же может оформить все запросы в базу данных, оформив цифровой подписью», — рассказал министр.

В первую очередь, такая возможность разрабатывается для бизнеса, чтобы они, по словам министра, самостоятельно могли оказывать подобные услуги. Таким образом, частники смогут качественно участвовать в оказании госуслуг.

Следующий шаг – цифровизация отраслей экономики путем создания технологических платформ. Такие платформы планируется создать в каждом регионе.

Выработаны меры поддержки электронной промышленности. Например, холдинг «Зерде», по планам министерства, сможет выступить в качестве венчурного игрока, чтобы стимулировать развитие IT-отрасли.

Работа с большими данными, по словам Мусина, также одно из приоритетных направлений развития.

При этом, необходимо обеспечить цифровую безопасность. Для этого, говорит Багдат Мусин, будет осуществлен переход на новый платформенный формат. Будет проведена ревизия информационных систем и создана новая архитектура.

«Мы должны думать, ставить цель – увеличить качество жизни человека и обслуживание человека государством. По всем системам проведем ревизию информации. Это и базы МВД, Минздрава, и т.д. У нас создан Комитет по информационной безопасности. Любой человек, которого беспокоит та или иная компания, которая собирает данные, и у него есть факты злоупотребления и неправомерного использования персональных данных, даже, если есть подозрение, что парикмахерская распространяет информацию о вашем сотовом телефоне, то комитет готов проводить проверки и выписывать адмпротоколы. А штрафы там немалые», — уточнил Багдат Мусин.

Кроме того, как проинформировал Мусин, планируется создание так называемой базы данных «Согласия граждан на использование персональных данных». Организации будут обязаны обезличивать данные по запросу граждан.

Помимо этого, были подняты вопросы участия граждан в программах «Открытого бюджета», а также работа по противодействию коррупции.

«Мы хотим в госзакупках и при определенном расходовании госсредств попробовать не цифровой тенге так называемый, а будем вместо денег вручать определенные токены. Этот вопрос прорабатывается в рамках отраслевых менеджеров» — пояснил Мусин.

Еще одна сессия Гражданского форума проходила с участием министра министр торговли и интеграции Казахстана Бахыта Султанова.

Глава ведомства проинформировал участников об итогах государственной программы системы поддержки экспортеров.

«Наша первостепенная задача в сегодняшних условиях, когда меняется мировая тенденция глобализации, — оперативное реагирование на возникающие проблемы экспортеров. Площадка нашей компании «QazTrade» за год превратилась уже в своеобразный «Клуб друзей», где каждый экспортер и бизнес-ассоциации могут заявить о проблемах и барьерах в международной торговле. Активно работает наш телеграмм-канал Export.gov. В тесном взаимодействии с предпринимателями мы изменили правила по возмещению затрат экспортерам. Был оптимизирован пакет документов, актуализирован перечень товаров и внедрены новые виды компенсируемых затрат. Данный инструмент господдержки дает

возможность бизнесу наращивать объемы производства, расширять линейку товаров и географию экспорта», — отметил Бахыт Султанов.

Как проинформировал Султанов, сегодня министерством оказывается прямая поддержка отечественных экспортеров по доступу на всемирно-известные электронные торговые площадки.

«Помогаем нашим производителям выходить на мировые маркетплейсы — это и Alibaba, и Ebay, Wildberries. Сегодня 43 наших компаний торгуют на «золотых» аккаунтах. В этом году по нашей программе еще 50 аккаунтов мы заводим вместе с НПП. Если на Алибабе от страны будет 100 таких аккаунтов, то создастся бренд «Казахстанский торговый дом» на маркетплейсе», — пояснил он.

«Нам говорят, что, мол, вы, таким образом, импорт стимулируете. Как раз нет. Это необходимо, чтобы наши экспортеры имели современный способ выхода на мировые рынки. Мы посчитали эффект. Сегодня один тенге, вложенный в проект, принесет нам 26 тенге экспорта. На сегодня получено уже больше 500 запросов и больше 4 000 наших товаров уже размещены», — сообщил Бахыт Султанов.

Глава ведомства также рассказал о реализации программы по развитию оптово-распределительных центров, обязательной маркировки товаров в рамках ЕАЭС, а также мер поддержки отечественных товаропроизводителей. В частности, глава «Мясного союза Казахстана» Максут Бактибаев поднял тему запрета на экспорт живого скота и попросил министра поспособствовать решению этой проблемы.

«Как так получилось, что профильное министерство говорит о том, что не нужно запрещать экспорт живых бычков, потому что они после откорма готовая продукция, имеют добавленную стоимость, являются продуктом всей отрасли и призваны обеспечить рентабельность. А из-за того, что экспорт закрыт, рентабельность упала на 25%, деньги перестали заходить в отрасль, фермеры начинают массово сворачиваться. Это может иметь большие последствия в целом для отрасли», — обозначил проблему Бактибаев.

«Вопрос сложный, можно и перегнуть, и наоборот. Потому что в прошлом году из-за того, что был разрешен экспорт живого скота, а потом попытались ограничить маточное поголовье, но под видом маточного поголовья бычки уходили. Мы видели резкий рост стоимости из-за того, что экспорт пылесосит. Но здесь проблема не только в запрете экспорта, надо налаживать всю систему, по взаимодействию звеньев, маточного поголовья, откорма. Конечно, желательно продавать уже переработанную продукцию. Мы понимаем, что такие искусственные, грубые решения по закрытию границы влияют на рыночную систему и могут вызвать

отторжение. Этот вопрос мы обсудим и постараемся найти решение», — ответил Бахыт Султанов.

Представители гражданского общества также попросили содействия в поддержке НПО, которые занимаются защитой прав потребителей. Руководители республиканских объединений в сфере защиты прав потребителей подняли вопрос финансирования путем заключения прямых договоров с проверенными временем общественными организациями. Проблема, по их словам, в том, что сейчас существует грантовая система, но она не регламентирована и во многих случаях деньги до организаций не доходят.

«Конечно же, мы готовы и обязательно подключимся к решению этого вопроса. Потому что мы понимаем, что вопрос финансирования ключевой в работе неправительственных организаций. Сегодня у нас в силу ограниченности таких средств и ресурсов существует сложившийся механизм, который не всегда дает возможности. Понятно, что в сфере защиты прав потребителей существует своя специфика и мы, инициируя объединение в единую общенациональную республиканскую систему НПО, хотели бы, чтобы у НПП был достойный партнер и оппонент. Наверное, прямое финансирование – вопрос сложный, но, чтобы облегчить механизм доступа наших НПО в сфере защиты прав потребителей мы готовы поработать», — сообщил Бахыт Султанов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *