29 октября, 17:22 Фото: МТСЗН РК В Казахстане проживает 705 тыс. лиц с инвалидностью. Каждый день они вынуждены сталкиваться с различными барьерами, сложностями с заказом технических средств реабилитации, выбором индивидуальных помощников, также они пока не могут с полным комфортом пользоваться услугами инватакси.

Для решения этих и других задач, в прошлом году Правительством принят Национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью до 2025 года. О том, как Портал социальных услуг помог улучшить их качество, сократить время предоставления и решить другие вопросы, рассказал вице-министр труда и социальной защиты населения РК Ерлан Аукенов в интервью NUR.KZ.

— Ерлан Муратович, расскажите подробнее о Портале социальных услуг. Как работает сервис и что можно получить через него уже сейчас? – Портал социальных услуг запущен в январе текущего года.

Первая главная особенность Портала (aleumet.egov.kz) – возможность самостоятельного выбора технических средств реабилитации (ТСР) и услуг с учетом профиля, рейтинга и отзывов других пользователей.

Второе преимущество – сокращение сроков. Для сравнения, раньше при заказе через государственные закупки из-за сложных процедур человек с инвалидностью иногда был вынужден ждать ТСР до 6 месяцев. Сейчас время от заказа на Портале до доставки домой – до 15 дней.

Услуги доставки оплачиваются государством.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Штрафовать операторов связи за плохой интернет предложил Мусин Сегодня в реестре на Портале находится 759 поставщиков, из них 734 – по специальным социальным услугам и 24 – по ТСР.

Через интернет-платформу уже выдано более 19 тыс. товаров по всей стране. Сейчас 24 из 55 видов ТСР, не требующих индивидуального подбора, предоставляются через Портал, а с января 2021 года станут доступными и техсредства, требующие индивидуального подбора. Все услуги и средства реабилитации через Портал предоставляются бесплатно в рамках гарантированной государством суммы, которая определена специальной комиссией по средней стоимости товаров и услуг, хорошо зарекомендовавших себя по качеству и отзывам покупателей. Фото: МТСЗН РК –

Какую роль будет играть Портал по совершенствованию системы предоставления соцуслуг в целом? ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Почему 3 млн казахстанцев скачали приложение «Мой Beeline» – Конечно же, прежде всего это – прозрачность всех процессов и широкий ассортимент. Кроме того, Портал – это источник ценных данных. Мы видим, какие услуги востребованы, какова реальная обеспеченность теми или иными видами ТСР. На основе анализа этих данных можно прогнозировать потребность в ТСР и услугах по регионам, профилям помощи и другим параметрам, разрабатывать меры по совершенствованию системы социальной поддержки в целом.

— Как пользоваться Порталом и что делать лицам с инвалидностью, у которых нет интернета или навыков пользования компьютером? – Для того, чтобы пользоваться Порталом, нужны ЭЦП, интернет и навык работы с компьютером. На следующий год планируется подключение мобильной версии. Лица с инвалидностью, у которых нет

интернета или навыков пользования компьютером, могут обратиться в уголки самообслуживания, созданные в зданиях акиматов или отделов соцзащиты каждого района и сельского округа.

Сотрудники госучреждения обязаны оказать помощь людям с инвалидностью или их представителям при оформлении заказа на Портале. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Как беременным бесплатно пройти дорогостоящие анализы в Казахстане

— Планируется, что со следующего года через Портал будет предоставляться инватакси. А как сейчас обстоят дела с этим видом услуг? – Вопрос с инватакси решается. В регионах не всегда хватает автомобилей, зачастую людям с инвалидностью приходится звонить с раннего утра, записываться в очередь и ждать, когда машина освободится. Сейчас для решения этих проблем разрабатывается законодательные поправки, которые позволят перевести инватакси на Портал социальных услуг. Планируется интегрировать с нашей интернет-платформой уже действующие агрегаторы такси такие, как «Болт», «Яндекс» и другие.

В 2021 году услуга будет тестироваться в пилотном режиме, а окончательное ее введение на Портале запланировано в 2023 году. Фото: МТСЗН РК

— А как это будет работать? ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ В Центре занятости рассказали, как алматинцам встать на учет – Предполагается, что для каждого лица с инвалидностью в личном кабинете на Портале будет заложено 60 бесплатных поездок в месяц. Пользователь сможет заказывать машину онлайн в любое время. Включение услуги в интернет-платформу поможет решить вопросы качества и своевременности предоставления услуги инватакси.

— Если услуга инватакси перейдет в новый формат, будут ли особые требования к таксопаркам?

– Требования к инватакси сейчас дорабатываются. По действующим нормам машина должна быть обязательно с багажником, куда можно поставить инвалидную коляску с другими спецприспособлениями. Но услугу получают не только колясочники.

Для слабовидящих или инвалидов по слуху не нужны переоборудованные автомобили, они могут пользоваться обычной легковой машиной. Достаточно просто инструктировать водителя, чтобы он помог пассажиру, если это необходимо, сесть в машину и выйти из нее. Когда услуга будет переведена на Портал, человек с инвалидностью сможет выбирать автомобиль в соответствии со своими ограничениями. Так услуга станет более доступной и менее затратной для таксопарков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Первый сервисный акимат на селе презентовали в Тайыншинском районе СКО

— Пользователи социальных сетей поднимают вопросы оплаты услуг и режима работы индивидуальных помощников. Будет ли увеличено количество часов их работы?

– Услуги индивидуального помощника введены в 2015 году, и их основной идеей является социализация лиц с инвалидностью, чтобы они могли отправиться на работу, на учебу, в магазин, и при этом их сопровождал соцработник. Хочу отметить, что всегда количество часов работы индивидуального помощника было не более 8 часов. Эта норма сохранилась и по сей день. Однако часто поднимается вопрос об увеличении количества часов работы помощникам. Никто не может заставить человека работать 24 часа в сутки, это неправомерно. — Мы знаем, что оплата работы индивидуального помощника почасовая. Но нередко в качестве индивидуального помощника выступают родственники инвалида, которые соответственно оказывают услуги круглосуточно. Считаете ли Вы справедливым, что родственники получают деньги только за 8 часов?

– Услуги индивидуального помощника – это только сопровождение в течение рабочего дня. Тут вопрос не о справедливости, а о законности. Проще говоря, на законодательном уровне невозможно увеличить время работы более 8 часов. Такого опыта, чтобы человек работал 24 часа в сутки, нет ни в одной стране мира.

В большинстве случаев недопонимание возникает, когда индивидуального помощника путают с сиделкой или медработником. Тогда люди с инвалидностью требуют от помощника делать инъекции или другие медицинские манипуляции. Здесь нужно отметить, что с 2021 года будет введено новое пособие лицам осуществляющие уход инвалидам I группы, которые не получают услугу индивидуального помощника. Будут пересмотрены подходы в оказании услуг индивидуального помощника.

Как изменилась работа ЦОНов после введения в стране карантина? Вместе с тем, со следующего года для получения услуг индивидуального помощника лица с инвалидностью смогут подавать заявления через Портал социальных услуг. Автор: Диляра Наримбетова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *